Технология "Круги Луллия"
В системе образования детей дошкольного возраста появляются новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития познавательной активности детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Авторы методики ТРИЗ предлагают использовать круги Луллия.
Использование игрового пособия «Кругов Луллия» в образовательной деятельности направленно на формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений. Основные задачи направлены на развитие наглядно-образного, логического мышления; развитие сенсорных способностей; тренировке в счёте, решении примеров; формировании представления о математических понятиях; знакомству с цифрой, цветом, размером; развитию самостоятельности, инициативности, настойчивости в достижении цели. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения непонятна. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. В доступной и игровой деятельности можно успешно решать указанные задачи. Это один из современных и интереснейших методов обучения.
Конструкция игрового пособия "Круги Луллия" проста, что позволяет применять ее в детском саду. Данное пособие рекомендовано для работы с дошкольниками 3-7 лет, его содержание многофункционально и направлено развитие навыков взаимодействия и самостоятельности детей.
«Круги Луллия» можно использовать в любых областях: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы, знания геометрических фигур, развивать фонематический слух и многое другое. В результате работы с многофункциональными «Кругами Луллия» у детей проявится интерес к использованию его в самостоятельной, творческой деятельности.
В образовательной области речевого развития использование «Кругов Луллия» способствует реализации следующих задач - развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти, логического мышления. В организованной учебной деятельности «Обучение грамоте» можно предложить задание на совершенствование слоговой структуры слова. В области познавательного развития «Круги Луллия» помогают решать задачи по ознакомлению детей с окружающим миром; развитию познавательной активности; развитию умения считать группы предметов, соотносить их с цифрами; формированию элементарных математических представлений; воспитанию экологической культуры; способствовать развитию интереса к поисковой и исследовательской деятельности; развитию творчества, воображения и многое другое.
Ознакомление с живой и неживой природой и её обитателями.
В образовательной деятельности могут использоваться поисковые ситуации и проведение простейших опытов и экспериментов. У детей расширяется кругозор об окружающем мире, о многообразии родной природы. Образовательная область социально – коммуникативное развитие: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в частности представлений о себе; развитие у детей способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми; активизация речи, обогащение словарного запаса; уточнение представлений детей о труде взрослого. Образовательная область художественно- эстетического развития : закрепление умения различать и называть цвета, умение составлять узор», умений детей различать и называть музыкальные инструменты.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. Круги Луллия представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка или окошко, круги подвижны, все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Круги вращаются относительно друг друга, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно, в зависимости от возрастных особенностей, использовать 2-3 круга разного диаметра с количеством секторов от 4-8. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секциями на каждом. Для детей 4 – 5 лет – можно использовать два – три круга с 4-6 секторами. Дети 6 – 7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используются 3-4 круга с 8 секторами.
Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Ожидаемые результаты: развитие языка и познание мира в их взаимосвязях; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; свобода в своих высказываниях; переход от односложных предложений к развернутым текстам; формулировка и решение проблемы.
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:
• 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
• 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
• 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Детям предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
• 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Технологическая цепочка проведения игры
1. На всех секторах первого круга картинками или знаками обозначаются какие-либо изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – места их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего – изображения плодов (апельсин, яблоко, шишки и др.).
2. Ставится задача – детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе воспитателя они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение сада и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят яблоко. Объясняют, что получилось.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. Например: береза – болото – апельсин. Задача. Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования. Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины.
4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т. п.)